Вступительные испытания по специальности 53.02.04 «Вокальное искусство»
Исполнение сольной программы
Испытание проводится в форме прослушивания. Программа исполняется наизусть.
Экзаменационная комиссия имеет право выбора и (или) ограничения исполняемых произведений, а также сокращения и (или) остановки исполняемого произведения при выявлении творческих способностей абитуриента. Перед проведением испытаний по исполнению сольной программы (сольное пение) для абитуриентов проводится две индивидуальные консультации с концертмейстером. Абитуриент представляет список подготовленных произведений и исполняет их по выбору преподавателя, ведущего консультацию.
Рекомендуются к исполнению:
- русские народные песни;
- песни и романсы русских композиторов;
- старинные классические арии и ариетты;
- произведения зарубежных композиторов;
- песни отечественных композиторов
Примерный репертуар для вступительных испытаний:
- Русские народные песни: «Ай, дедушка, дедушка», «Ах вы, сени мои, сени», «Степь да степь кругом» (в обр. А. Живцова), «Не корите меня, не браните», «Пряха» (в обр. С.Погребова), «Под яблонью зеленою» (в обр. А. Александрова), «У зари то, у зореньки».
- Романсы и песни русских композиторов: А. Алябьев «Два ворона», «И я выйду ль на крылечко», А. Варламов Горные вершины», «На заре ты ее не буди», «Перстенечек золотой», М. Глинка «Ночь осенняя», «Забуду ль я», А. Даргомыжский «И скучно, и грустно», «Не судите, люди добрые», «Юноша и дева», Н. Римский-Корсаков «Песня Зюлейки».
- Старинные классические арии и ариетты: Дж. Джордани «Саrо mio bеn», Дж. Кариссими «Vittoria, vittoria», А. Кальдара «Sebben, crudele», «Sе1vе amiche», А. Вивальди Ариетта «Viеni, viеni».
- Произведения зарубежных композиторов: В.А. Моцарт Ария Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро»; Л. Бетховен «Сурок»; Э. Григ «К родине».
Для показа вступительных программ абитуриентам предоставляется концертмейстер. Абитуриент должен иметь при себе ноты исполняемых произведений.
Перед вступительным испытанием абитуриент обязан пройти проверку профессионального состояния голосового аппарата у врача-специалиста и предоставить справку.
На испытании абитуриент должен исполнить два произведения по выбору экзаменационной комиссии из предоставленного списка.
2. Коллоквиум предполагает проверку артистических данных и устный ответ на вопросы.
Проверка артистических данных:
- прочитать стихотворение или басню
- отрывок из прозы или отрывок из поэмы
- отрывок из современного или классического рассказа.
Вопросы для коллоквиума:
1.Назовите основные оперные театры и где они находятся;
2.Почему Вы выбрали эту профессию?
3.Какими качествами на Ваш взгляд должен обладать современный певец?
4. Каких певцов Вы считаете эталоном и почему?
5.Назовите выдающихся отечественных и зарубежных певцов?
6.Каких певцов Вы предпочитаете слушать?
7.Что такое романс? Назовите романсы зарубежных композиторов Ф. Шуберта и Р. Шумана?
8.Что такое ария, ариетта (отличие)? Назовите арии и ариетты русских и зарубежных композиторов?
9..Что такое опера? Перечислите оперы П.И. Чайковского, М.И. Глинки, С.В.Рахманинова, Н.А. Римского-Корсакова, А.С. Даргомыжского.
10.Что означает термин bel canto?
11.Что значит пение a cappella?
12.Назовите романсы А.А.Алябьева, А.Л.Гурилева, А.Е.Варламова, П.П.Булахова, М.И.Глинки, С.В.Рахманинова, Н.А.Римского-Корсакова, А.С.Даргомыжского, П.И.Чайковского.
Комплексное вступительное испытание по музыкально-теоретической подготовке
Первый этап: проверка музыкальной подготовки
- спеть отдельно взятый на фортепиано звук;
- определить ладовое наклонение мелодии (мажор, минор) по ее звучанию;
- точно повторить голосом сыгранную экзаменатором музыкальную фразу;
- определить количество звуков в созвучии (интервал, аккорд) и воспроизвести звуки голосом последовательно сверху вниз или снизу вверх;
- воспроизвести ритмический рисунок сыгранного экзаменатором музыкального отрывка (не более периода);
интонировать натуральную мажорную гамму и три вида минорной гаммы в тональностях до трех знаков при ключе; - спеть знакомую мелодию с текстом
Второй этап: проверка теоретической подготовки
Вопросы по музыкальной грамоте:
- Что такое тональность
- Что такое мажор и минор
- Устойчивые и неустойчивые ступени
- Дать определение понятиям интервал, аккорд
- Определить значения понятий метра, ритма, размера, темпа
- Основные гармонические функции
- Что такое мелодия, фактура
- Что относится к средствам музыкальной выразительности