Вступительные испытания по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (Оркестровые духовые и ударные инструменты)
1. Исполнение сольной программы (прослушивание).
Испытание проводится в форме прослушивания. Программа исполняется наизусть. Экзаменационная комиссия имеет право выбора и (или) ограничения исполняемых произведений, а также сокращения и (или) остановки исполняемого произведения при выявлении творческих способностей абитуриента. Абитуриент должен исполнить:
- мажорную и минорную гамму до двух знаков в ключе; трезвучие и обращение трезвучия (деташе, легато) в умеренном темпе;
- этюд на любые виды техники.
- две разнохарактерные пьесы.
Примерная программа для вступительных испытаний:
Флейта
Крупная форма:
- Дж. Платти. Соната ми-минор (1,2 части)
- Г.Ф. Телеман. Соната До-мажор кантабиле и аллегро
Разнохарактерные пьесы:
- И. Андерсен. Скерцо
- Р. Глиэр Анданте
Этюды:
- Е. Келлер. Этюд №1 До- мажор
- Е. Келлер. Этюд №4 ля-минор
Кларнет:
- Д. Обер. Жига
- И.С. Бах. Прелюдия ре-минор
- Г. Клозе. Этюды №3,4
Саксофон:
- Ф. Мендельсон. «Весенняя песня»
- Д.Обер. Престо
- А. Штарк. Этюды №5,6
Гобой:
- Л. Бетховен. Адажио Соль-мажор
- М. Глинка. Краковяк из оперы «Иван Сусанин»
- И. Пушечников. Этюд №20 (Andantino)
Фагот:
- Л. Бетховен. Контрданс
- И.С. Бах. Менуэт
- Р. Терехин. Этюды №89, 91
Валторна:
- Этюды - Школа игры на валторне Ф.Шоллар
- П. Чайковский. Старинная французская песенка
- Д. Шостакович. Шарманка
Труба:
- Этюды – В. Вурм Легкие этюды
- В.А. Моцарт. Алегретто
- В. Щелоков. Шутка
Тромбон:
- М. Зейналов, А. Седракян-этюды из Школы игры на трамбоне
- В.А. Моцарт. Менуэт
- Р. Шуман. Марш
Туба:
- Этюды Лебедев. Школа игры на тубе
- Б.Барток. Адажио
- К.Глюк. Гавот
Вопросы к коллоквиуму:
- Каких исполнителей на духовых инструментах вы знаете
- Какие инструменты входят в деревянную духовую группу
- Кто сконструировал саксофон
- Каких знаменитых дирижеров (отечественных и зарубежных) вы можете
назвать - Один из древнейших духовых инструментов в мировой истории
- Перечислить инструменты медной духовой группы
- Самый высокий и самый низкий по тесситуре инструмент из духовой группы
Требования вступительных творческих испытаний по сольфеджио
Уровень требования соответствует программе по сольфеджио для ДМШ и ДШИ (пятилетний срок обучения)
Сольфеджио письменно
Письменная форма вступительного испытания предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода, протяженностью 8 тактов, в мажорных и минорных тональностях до 2-х ключевых знаков включительно. Размеры: 2/4,3/4. Интонационные и ритмические трудности: натуральный мажор, натуральный и гармонический минор, пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, несложные виды синкоп, длительности и паузы от половинной до шестнадцатой. Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 8-10 раз в течение 20-25 минут.
Примерный образец диктанта:
Сольфеджио устно: устный ответ по билету
Образец билета:
1. Спеть гамму си-бемоль мажор с названиями знаков, спеть ступени I, III, V, VII, I .
Интервалы на ступенях: б.3, ув.4 на IV, м.6 на III
2. Спеть аккордовый оборот в тональности соль-минор: t-S 64 -t-D 7 -t.
3. Спеть от звука «d» ↑ ч.4, D 7 ; ↓Б 53 .
4. Чтение с листа: № 139 (сб. Фридкина «Чтение с листа на уроках сольфеджио»).
5. Слуховой анализ: интервалы и аккорды вне лада, гармоническая последовательность (3-4 аккорда) по программе сольфеджио ДМШ.
III. Знать следующие теоретические понятия:
- ключевые знаки альтерации ;
- виды мажора и минора;
- интервалы вне лада (основные),
- интервалы в тональности, в т.ч. тритоны и характерные интервалы;
- основные виды трезвучий и их обращения;
- D 7 и его обращения;
- главные функции лада – T,S,D.