Вступительные испытания по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (Оркестровые струнные инструменты)
1. Исполнение сольной программы
Испытание проводится в форме прослушивания. Программа исполняется наизусть. Экзаменационная комиссия имеет право выбора и (или) ограничения исполняемых произведений, а также сокращения и (или) остановки исполняемого произведения при выявлении творческих способностей абитуриента. Абитуриент должен исполнить:
- гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы);
- два разнохарактерных этюда (один из них в двойных нотах);
- первую часть, либо вторую и третью части классического инструментального концерта; вариации; фантазию;
- пьесу.
Примерные программы
Скрипка:
- трехоктавные гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы);
Р.Крейцер. Этюды №№ 10, 35; - Д.Б.Виотти. Концерт №22 (1ч.); Л.Шпор. Концерт №3 (1ч.);
- Одно из произведений: Ф.Рис. «Непрерывное движение»; Л.К.Дакен. «Кукушка»; А.Венявский. «Легенда».
Альт:
- трехоктавные гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы);
- Б.Кампаньоли. Этюд №1; Р.Крейцер. Этюд № 8;
- И.Х.Бах. Концерт до минор (1ч.); И.Хандошкин. Концерт до мажор (1ч.);
- С.Цинцадзе. Романс; С.Цинцадзе. Хоруми.
Виолончель:
- трехоктавные гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы).
- А.Нельк. Этюд ля мажор; Ф.Грюцмахер. Этюд ре мажор;
- А.Ромберг. Концерт №2 (1ч.); Й.Гайдн. Концерт до мажор (1ч.);
- Г.Форе. Элегия; П.И.Чайковский. Ноктюрн.
Контрабас:
- двухоктавные гаммы ми мажор, ля мажор;
- Этюды из сборника этюдов И.Биллэ, Т.Баттиони;
- Сонаты Б.Марчелло;
- Г.Шлемюллер. Непрерывное движение;
- А.Хачатурян. Андантино.
Вопросы к коллоквиуму:
- Расскажи о своём инструменте (устройство).
- Каковы отличия струнных смычковых инструментов друг от друга?
- В каких коллективах участвуют струнные смычковые инструменты?
- Какие конкурсы мирового значения для струнных смычковых тебе известны?
- Назови известных исполнителей на инструменте, который ты представляешь.
- Какие шедевры для твоего инструмента были написаны знаменитыми композиторами?
- Что такое «Концерт для скрипки с оркестром»?
- Чем отличается Соната от Сюиты?
- Каких музыкантов, играющих на твоём инструменте, ты слышал в Пензе?
- Почему ты решил получить профессиональное образование на своём инструменте?
2. Требования вступительных творческих испытаний по сольфеджио соответствуют уровню программы ДМШ и ДШИ (семилетний срок обучения)
Сольфеджио письменно:
Письменная форма вступительного испытания предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода, протяженностью 8 тактов, в мажорных и минорных тональностях до 4-х ключевых знаков включительно. Размеры: 2/4,3/4, 4/4, 6/8 Интонационные и ритмические трудности: различные виды мажора и минора, внутритональный хроматизм, пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, несложные виды синкоп, длительности с точками, длительности и паузы от целой до шестнадцатой. Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 10-12 раз в течение 25-30 минут
Образец диктанта:
Сольфеджио устно:
устный ответ по билету
Образец билета:
- Спеть гамму гармонический си-минор четвертями с названиями знаков, ступени I, V, VII+, II, I. Интервалы с разрешением: ум.7, ув.4(IV ст.)
- Спеть аккордовую последовательность в Ми-мажоре: T6-D43-T-S64-T.
- Спеть от звука «e» ↑ ч.4, ум.вв.7, м6; ↓ б.3, D65.
- Чтение с листа: № 365 (сб. Фридкина «Чтение с листа на уроках сольфеджио»).
- Определить на слух: интервалы и аккорды вне лада по программе ДМШ, гармоническую последовательность (6-8 аккордов)
- Знать следующие теоретические понятия:
- ключевые знаки альтерации;
- виды мажора и минора;
- интервалы, в т.ч. тритоны и характерные интервалы;
- виды трезвучий, обращения;
- D7 и его обращения;
- ум.вв.7;
- мвв.7;
- главные функции лада – T,S,D с обращениями.