Вступительные испытания по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (Инструменты народного оркестра)
1. Исполнение сольной программы
Испытание проводится в форме прослушивания. Программа исполняется наизусть. Экзаменационная комиссия имеет право выбора и (или) ограничения исполняемых произведений, а также сокращения и (или) остановки исполняемого произведения при выявлении творческих способностей абитуриента. Абитуриент должен исполнить:
Баян, аккордеон
- мажорную и минорную гамму, арпеджио;
- три разнохарактерные пьесы на различные виды исполнительской техники.
Гитара, домра, балалайка
- мажорную и минорную гаммы до 3-х знаков, арпеджио
- три разнохарактерные пьесы на различные виды исполнительской техники.
Примерная программа:
Домра:
- И. Линике «Маленькая соната»
- И. Хандошкин Канцона
- А. Цыганков «Волчок»
Балалайка:
- И. Бах Скерцо
- А. Шалов Обработка русской народной песни «Цвели, цветы цветики»
- В. Андреев Румынская песня и чардаш
Гитара:
- М. Джулиани «Ручеек»
- М. Джулиани «Мелонхолия»
- В. Ерзунов «Астор»
Баян, аккордеон:
- М. Глинка Фугато
- Е. Дербенко Сюита в 3 – х частях
- В. Мотов Обработка русской народной песни «Уж, как по мосту, мосточку»
Вопросы к коллоквиуму:
- История возникновения инструмента
- Приемы звукоизвлечения и штрихи на своем инструменте
- Исполнители на народных инструментах (баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара)
- Краткие сведения о композиторах исполняемых произведений
- Знание музыкальных терминов
- Элементарные знания по музыкальной литературе
- Вопросы по теории музыки (строение гамм, интервалов, арпеджио)
- Известные деятели культуры Пензенской области
Требования вступительных испытаний по сольфеджио
Уровень требования соответствует программе по сольфеджио для ДМШ и ДШИ (пятилетний срок обучения).
Сольфеджио письменно
Письменная форма вступительного испытания предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода, протяженностью 8 тактов, в мажорных и минорных тональностях до 2-х ключевых знаков включительно. Размеры: 2/4,3/4. Интонационные и ритмические трудности: натуральный мажор, натуральный и гармонический минор, пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, несложные виды синкоп, длительности и паузы от половинной до шестнадцатой.
Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 8-10 раз в течение 20-25 минут.
Примерный образец диктанта:
Сольфеджио устно: устный ответ по билету
Примерный образец билета:
- Спеть гамму Ре-мажор мажор с названиями знаков, спеть ступени I, III, V, IV, VII, I .Интервалы на ступенях: б 3 I, ув.4 IV , м.6 III.
- Спеть аккордовый оборот в тональности соль-минор: t-S 64 -t-D 7 -t.
- Спеть от звука «d» ↑ ч.4, D 7 ; ↓M 53 .
- Чтение с листа: № 139 (сб. Фридкина «Чтение с листа на уроках сольфеджио»).
- Слуховой анализ: интервалы и аккорды вне лада, гармоническая последовательность из 4-5 аккордов по программе сольфеджио ДМШ.
III. Знать следующие теоретические понятия:
- ключевые знаки тональностей;
- виды мажора и минора;
- интервалы вне лада (основные)
- интервалы в ладу, в т.ч. тритоны и характерные;
- основные виды трезвучий и их обращения;
- D 7 и его обращения;
- главные функции лада – T,S,D.