Вступительные испытания по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (Фортепиано)
Исполнение сольной программы
Испытание проводится в форме прослушивания. Программа исполняется наизусть. Экзаменационная комиссия имеет право выбора и (или) ограничения исполняемых произведений, а также сокращения и (или) остановки исполняемого произведения при выявлении творческих способностей абитуриента. Абитуриент должен исполнить:
- полифоническое произведение И. С. Бах. Трехголосная инвенция или Прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира» или 1-2 номера из сюитного цикла;
- произведение крупной формы (1 или 2,3 часть сонаты, 1 часть концерта для фортепиано с оркестром, вариации);
- кантиленную пьесу;
- инструктивный этюд;
- гаммы до пяти знаков включительно;
- прочитать с листа (пьесы за 4-5 класс ДМШ).
Примерная программа:
I вариант: 1. И. С. Бах Инвенция 3-х голосная h-moll 2. Й. Гайдн Соната e-moll, 1 ч 3. Григ Ноктюрн ор. 54 4. К.Черни. Этюд № 8 ор. 299; |
II вариант: 1. И.С. Бах Прелюдия и фуга Fis-dur, ХТК 1 т. 2. В. Моцарт Соната №12, 1 ч 3. С. Рахманинов Элегия 4. К. Черни. Этюд № 3 ор. 740. |
Вопросы к коллоквиуму:
- Что Вы знаете о стиле барокко, назовите основных представителей.
- Что Вы знаете о стиле классицизм в музыкальном искусстве, назовите основных представителей.
- Расскажите что такое инструктивный этюд, кто из композиторов их написал, назовите их.
- Что такое сонатное allegro, где встречается такая форма в музыке?
- Назовите композиторов эпохи романтизм.
- Назовите известных Вам композиторов-пианистов.
- Назовите известных концертирующих исполнителей-пианистов современности.
- Назовите любимые произведения, какие произведения Вы хотели бы исполнить.
Требования вступительных творческих испытаний по сольфеджио
Сольфеджио письменно:
Письменная форма вступительного испытания предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода, протяженностью 8 тактов, в мажорных и минорных тональностях до 4-х ключевых знаков включительно. Размеры: 2/4,3/4, 4/4, 6/8. Интонационные и ритмические трудности: различные виды мажора и минора, внутритональный хроматизм, пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы, длительности с точками, длительности и паузы от целой до шестнадцатой, несложные виды синкоп, ритмические рисунки с залигованными нотами. Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 10-12 раз в течение 25-30 минут
Примерный образец диктанта:
Сольфеджио устно:
Устный ответ по билету.
Примерный образец билета:
- Спеть гамму гармонический си-минор четвертями с названиями знаков, ступени I, V, VII+, II, I . Интервалы с разрешением: ум.7, ув.4 (IV ст.)
- Спеть аккордовую последовательность в Ми-мажоре: T6-D43-T-S64-T.
- Спеть от звука «e» ↑ ч.4, ум.вв.7, м6; ↓ б.3, D65.
- Чтение с листа: № 365 (сб. Фридкина «Чтение с листа на уроках сольфеджио»).
- Определить на слух: интервалы и аккорды вне лада, гармоническую последовательность в ладу из 6-8 аккордов по программе ДМШ.
Знать следующие теоретические понятия:
- ключевые знаки альтерации;
- виды мажора и минора;
- интервалы вне лада (основные)
- интервалы в ладу, в т.ч. тритоны и характерные интервалы;
- виды трезвучий и их обращения
- аккорды в ладу: D7 и его обращения; ум.вв.7; мвв.7; II7, главные функции лада – T,S,D с обращениями.