Вступительные испытания по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (Фортепиано)

Исполнение сольной программы

Испытание проводится в форме прослушивания. Программа исполняется наизусть. Экзаменационная комиссия имеет право выбора и (или) ограничения исполняемых произведений, а также сокращения и (или) остановки исполняемого произведения при выявлении творческих способностей абитуриента. Абитуриент должен исполнить:

  1. полифоническое произведение  И. С. Бах. Трехголосная инвенция или  Прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира» или 1-2 номера из сюитного цикла;
  2. произведение крупной  формы  (1 или 2,3 часть сонаты, 1 часть концерта для фортепиано с оркестром, вариации);
  3. кантиленную пьесу;
  4. инструктивный этюд;
  5. гаммы до пяти знаков включительно;
  6. прочитать с листа (пьесы за 4-5 класс ДМШ).

Примерная программа:

I вариант:

1. И. С. Бах Инвенция 3-х голосная h-moll

2. Й. Гайдн Соната  e-moll, 1 ч

3. Григ Ноктюрн ор. 54

4. К.Черни. Этюд № 8 ор. 299;

II вариант:

1. И.С. Бах Прелюдия и фуга Fis-dur, ХТК 1 т.

2. В. Моцарт Соната  №12, 1 ч

3. С. Рахманинов Элегия

4. К. Черни. Этюд № 3 ор. 740.

Вопросы к коллоквиуму:

  1. Что Вы знаете о стиле барокко, назовите основных представителей. 
  2. Что Вы знаете о стиле классицизм в музыкальном искусстве, назовите основных представителей.
  3. Расскажите что такое инструктивный этюд, кто из композиторов их написал, назовите их.
  4. Что такое сонатное allegro, где встречается такая форма в музыке?
  5. Назовите композиторов эпохи романтизм.
  6. Назовите известных Вам  композиторов-пианистов.
  7. Назовите известных концертирующих исполнителей-пианистов современности.
  8. Назовите любимые произведения, какие произведения Вы хотели бы исполнить.

Требования вступительных творческих испытаний по сольфеджио

Сольфеджио письменно:

Письменная форма вступительного испытания предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода, протяженностью 8  тактов, в мажорных и минорных тональностях до  4-х ключевых знаков включительно.  Размеры: 2/4,3/4, 4/4, 6/8. Интонационные и ритмические трудности:  различные виды мажора и минора, внутритональный  хроматизм, пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы, длительности с точками, длительности и паузы от целой до шестнадцатой, несложные виды синкоп, ритмические рисунки с залигованными нотами. Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 10-12 раз в течение 25-30 минут

Примерный образец диктанта:

Сольфеджио устно:

Устный ответ по билету.

Примерный образец билета:

  1. Спеть гамму гармонический си-минор четвертями с названиями знаков, ступени I, V, VII+, II, I . Интервалы с разрешением: ум.7, ув.4 (IV ст.)
  2. Спеть аккордовую последовательность в Ми-мажоре: T6-D43-T-S64-T.
  3. Спеть от звука «e» ↑ ч.4, ум.вв.7, м6; ↓ б.3, D65.
  4. Чтение с листа: № 365 (сб. Фридкина «Чтение с листа на уроках сольфеджио»).
  5. Определить на слух: интервалы и аккорды вне лада, гармоническую последовательность в ладу из 6-8 аккордов по программе ДМШ.

Знать следующие теоретические понятия:

  • ключевые знаки альтерации;
  • виды мажора и минора;
  • интервалы вне лада (основные)
  • интервалы в ладу,  в т.ч. тритоны и характерные интервалы;
  • виды трезвучий и их обращения
  • аккорды в ладу: D7 и его обращения; ум.вв.7; мвв.7; II7, главные функции лада – T,S,D с обращениями.
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее